Что ожидает упрощенную систему налогообложения?
В начале февраля 2011 начала свою работу Совет предпринимателей при Верховной Раде Украины, которая стала своеобразным инструментом публичной защиты прав и свобод предпринимателей. В общем, Рада планирует заниматься жестким мониторингом тех решений, которые принимаются в парламенте и инициировать решения, необходимые для развития экономики и малого бизнеса. Станет, как предполагается, Совет эффективным инструментом обратной связи в сфере экономической политики государства, несомненно, покажет время. Однако стоит заметить, что уже сегодня существует прогрессивный задел в ее активе. Речь идет о разработке проекта Закона «Об упрощенной системе налогообложения».
Предыстория этого законопроекта следующая.
Налоговый кодекс, принятый в этом году, пожалуй, войдет в историю как такой «что наделало больше шума». Споры, дебаты, обсуждения не кончаются даже после вступления в силу. Наиболее резонансным аспектом этого Закона, безусловно, стала действие упрощенной системы налогообложения для физических лиц-предпринимателей. Активными акциями протеста предприниматели добились значительных уступок власти в этом вопросе. Так, действие Указа Президента 1998 года «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» с остальными была продолжена, таким образом, оставляя возможность ФОТ и дальше работать как «упрощенцам».
Однако Президент Украины Виктор Янукович сразу после принятия Налогового кодекса поручил в течение шести месяцев разработать законопроект о внесении изменений в упрощенной системе налогообложения. На практике оказалось, что с одной стороны законопроект об упрощенной системе налогообложения разрабатывается Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства в рамках деятельности Совета предпринимателей при Верховной Раде Украины, в который входят около 200 общественных организаций, представленных в 24 областях Украины, а с другой - Советом предпринимателей при Кабинете Министров Украины. Что касается деятельности последнего, то Минфин предложил для законопроекта принять за основу проект закона, разработанный Всеукраинским объединением малого и среднего бизнеса "Фортеця". В частности, документом предусматривается сохранить упрощенную систему налогообложения, и изменения упрощенной системы налогообложения ввести в действие не ранее 2012 г. Во время последнего заседания рабочей группы осуществлено постатейный анализ редакции законопроекта. Несмотря на то, что в большинстве статей был найден компромисс и учтены замечания Министерства финансов Украины, однако не решенными остались ключевые вопросы, а именно: виды деятельности, на которые распространяется упрощения система налогообложения, ставки единого налога для юридических и физических лиц, ведения учета и составление отчетности плательщиками налога и предельный объем выручки для юридических и физических лиц.
Что касается проекта Закона «Об упрощенной системе налогообложения» Совета предпринимателей при Верховной Раде Украины, то его концепция уже одобрена общественностью по результатам общественных слушаний представителями Совета предпринимателей при ВР и представлена широкому кругу общественности. Но прежде чем перейти к его основным положениям, хочу сказать несколько слов в целом об упрощенной системе налогообложения. Во-первых, функционирование упрощенной системы позволяет снизить коррупционный фактор, влияние которого в полной мере испытывают предприятия - налогоплательщики по общей системе налогообложения. Во-вторых, упрощение налогового администрирования стимулирует развитие именно малого бизнеса, для которого ведения бухгалтерского учета в полной форме крайне затратным и нецелесообразным, а в некоторых видах деятельности просто невозможным. Это будет способствовать увеличению количества самозанятого населения. В-третьих, наличие существенного слоя мелких предпринимателей создает высококонкурентная среда для ведения большинства видов экономической деятельности и обеспечивает производство дешевых товаров и услуг. И если к указанным преимуществам предпринимателей добавить существенные преимущества для государства в виде четко прогнозируемых, практически без рисковых, авансовых поступлений в бюджет, что, к тому же, легко администрируются, то целесообразность продления жизни упрощенной системы налогообложения не вызывает никаких сомнений для специалистов.
Итак, преимущества такой системы очевидны. Для ее успешного воплощения на практике, согласно предложенному законопроекту Совета предпринимателей при ВР Украины, предусматривается следующее. В первую очередь, установить 5 категории плательщиков единого налога - физических лиц-предпринимателей.
К 1-й категории относятся самозанятые лица, которые занимаются любым видом деятельности, кроме предусмотренных 4 и 5 категориями и не имеют наемных работников. Годовой объем выручки предлагается установить до 300 тыс. грн. Единый налог будет составлять 20-50 грн. Оплата услуг, предоставленных , первой категории не относится к расходам юрлиц. Вводятся каникулы на 5 лет. Учет - не ведется. Фактически, эта категория - аналог нынешнего фиксированного налога. Новшеством является то, что данные лица могут привлекать к своему бизнесу членов своих семей, 7 дней в месяц, без какого-либо документального оформления трудовых отношений.
Ко 2-й категории относятся физические лица, занимающиеся любым видом деятельности, кроме предусмотренных 4 и 5 категориям и имеет наемных работников, но не более 10 человек. Годовой объем выручки предлагается ограничить 1,5 млн. грн. Что касается ставки налога, то он предлагается в размере 50-100 грн, если выручка до 500 тыс., 100-200 грн. - Если выручка составляет 500 тыс. грн - 1 млн. грн. и 200-300 грн, если выручка составляет 1 млн. грн .- 1,5 млн.грн. Оплата услуг, предоставленных, второй категорией не будет относиться к расходам юрлиц.
К 3-й категории будут относиться физические лица, занимающиеся любым видом деятельности, имеющие любое количество наемных работников. Годовой объем выручки предлагается - до 3 млн. грн. Единый налог составит 3% от объема выручки, но не менее 300 грн. и оплата услуг, предоставляемых, 3-й категории будет относиться к расходам юрлиц.
Четвёртую категория - это только самозанятые лица, без права найма работников, осуществляет деятельность только в сфере права, бухгалтерского учета и аудита, консалтинга, маркетинга, инжиниринга, информатизации, рекламной деятельности, либо является страховым агентом. Годовой объем выручки предлагается до 200 тыс., а ставка единого налога - 20-100 грн. Предлагается не относить оплату услуг, предоставленных IV категории в расходы юрлиц.
И наконец, 5-я категория - это только самозанятые лица, без права найма работников, осуществляет деятельность только в сфере права, бухгалтерского учета и аудита, консалтинга, маркетинга, инжиниринга, информатизации, рекламной деятельности, либо является страховым агентом. Годовой объем выручки предлагается также до 200 тыс., но ставка единого налога значительно выше - 200-500 грн, так как оплата услуг, предоставляемых, этой категории будет относиться к расходам юрлиц.
Что касается упрощенной системы налогообложения для юридических лиц, то ее могут применять те из них, которые имеют наемных работников, но не более 50 человек, годовой объем выручки до 10 млн. грн. При этом предлагается налог на уровне 3% для плательщиков НДС и 5% для неплательщиков НДС, при условии годового объема от реализации товаров и услуг не более 5 млн.грн, и соответственно 5% и 7%, если выручка от реализации будет большей.
Следует также определить те категории, на которые в целом не будет распространяться упрощенная система налогообложения. В частности, это:
- Субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность в сфере финансового посредничества, банки, кредитные союзы, ломбарды, лизинговые компании, доверительные общества, страховые компании, учреждения накопительного пенсионного обеспечения, инвестиционные фонды и компании, другие финансовые учреждения ;
- Субъекты предпринимательской деятельности, в уставном фонде которых доли, принадлежащие юридическим лицам (участникам и учредителям указанных субъектов и которые не являются субъектами малого предпринимательства) превышают 25% (кроме субъектов малого предпринимательства, которые предоставляют жилищно- коммунальные услуги);
- Регистраторы ценных бумаг, субъекты малого предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере игорного бизнеса, осуществляют обмен иностранной валюты, субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность по управлению предприятиями, вспомогательную деятельность в сфере государственного управления или осуществляют добычу и реализацию полезных ископаемых, а также на субъектов малого предпринимательства, осуществляющих добычу и производство драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования;
- Субъекты малого предпринимательства, которые являются производителями подакцизных товаров, осуществляют хозяйственную деятельность, связанную с экспортом, импортом, оптовой продажей подакцизных товаров и розничной продажей подакцизных горюче-смазочных материалов (кроме продажи ГСМ (в емкостях до 20 литров) и розничного продажи пива);
- Субъекты малого предпринимательства, осуществляющие совместную деятельность;
- Субъекты малого предпринимательства, оказывающие услуги в сфере телерадиовещания;
- Физические лица-предприниматели, которые предоставляют в аренду жилые помещения общей площадью превышающей 100 кв. метров и нежилые помещения (здания, строения) и / или их части, суммарная арендуемая площадь которых превышает 300 кв. метров, а также юридические лица, которые предоставляют в аренду земельные участки несельскохозяйственного назначения, находящихся в их собственности, общей площадью более 20 соток.
К особенностям системы администрирования налогов для малого бизнеса можно отнести:
а) введение бессрочного свидетельства;
б) физические лица на выбор применять РРО без фискальной памяти или не фискальные товарные чеки;
в) ФОТ вести книгу учета доходов, а юр.лица - бухгалтерский учет и составлять финансовую отчетность в установленном законодательством порядке.
В случае осуществления деятельности, при которой не может применяться упрощенная система или в случае превышения разрешенного объема выручки, доход, полученный плательщиком единого налога в результате осуществления такой деятельности или превышения, подлежит налогообложению по ставке:
- Для юридических лиц - двойной размер ставки до конца календарного года.
- Для физических лиц-предпринимателей - 15% от полученной в результате указанных нарушений выручки до конца календарного года, в котором произошли нарушения.
Вместо выводов хочу подчеркнуть преимущества такой системы для ФОТ. Во-первых, расширяется объем выручки, дающий право платить единый налог. Во-вторых, устанавливаются минимально возможные ставки единого налога. В-третьих, ставки единого налога не увеличиваются при использовании наемного труда. В-четвертых: для самозанятых лиц с объемом выручки не больше 300 тыс. грн. предлагается ввести минимальную ставку единого социального взноса, который направляется исключительно на пенсионное страхование. Уплата дополнительных взносов в фонды социального страхования осуществляется добровольно. В-пятых, для работающих пенсионеров и инвалидов предлагается отменить уплату ЕСВ (единого социального взноса). В-шестых, вводится максимально простой учет осуществления предпринимательской деятельности: ведение книги учета доходов. Что важно: свидетельство плательщика единого налога выдается бессрочно. В-седьмых, физические лица на выбор применяют регистраторы расчетных операций без фискальной памяти или не фискальные товарные чеки. Преимущества для юридических лиц, не менее важные, а именно: расширяется объем выручки, дающий право платить единый налог, ставки единого налога снижаются в 2 раза по сравнению с действующими ставками, свидетельство плательщика единого налога выдается бессрочно.
Хочу отметить, что Указ Президента Украины "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" действует в период действия переходных положений Конституции Украины и, на сегодня, не может быть изменена и Президентом Украины, поскольку это выходит за пределы его полномочий, так и Верховной Радой Украины, потому что не является актом, принятым Верховной Радой Украины. В связи с этим, единственной возможностью урегулирования поднятых вопросов налогообложения на законодательном уровне является принятие этого Закона.
Татьяна Павлюк - Президент Федерации оценщиков бизнеса и интеллектуальной собственности, член Совета предпринимателей при Верховной Раде Украины
ИСТОЧНИК: РАДА ПІДПРИЄМЦІВ