ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ НОВШЕСТВА ОБЛЕГЧАТ ВЕДЕНИЕ БИЗНЕСА?
С 1 января 2011 года вступил в силу Закон Украины "О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование". Этим документом Пенсионному фонду передаются функции по управлению взносами во все соцфонды. Авторы закона обещают существенное упрощение администрирования и уплаты социальных отчислений, поскольку ранее каждому предприятию приходилось отчитываться в четырех фондах: пенсионном, соцстрахования от несчастных случаев на производстве, соцстрахования по потере трудоспособности и соцстрахования по безработице. В то же время предприниматели отмечают, что закон написан таким образом, что бизнесменам сложно сопоставить финансовые затраты по старому и новому законодательству.
Мнения чиновников
Василий Надрага, экс-глава Министерства труда и соцполитики, автор законопроекта:
"Введение единого социального взноса позволит значительно упростить взаимодействие плательщиков с фондами социального страхования, а также сократить административные расходы работодателей на оформление платежей, подготовку и представление отчетности.
Цель законопроекта — избежать дублирования фондами функций, связанных с формированием страховых средств: сокращение объема работы по постановке на учет плательщиков страховых взносов; формирование и ведение информационной системы данных о застрахованных лицах; обеспечение отчетности и осуществление контроля над своевременностью взимания взносов; уменьшение количества проверок по уплате взносов в целевые страховые фонды и пр.
Предполагается, что Пенсионный фонд также будет вести Государственный реестр соцстрахования, что обеспечит более полный доступ к информации для застрахованных лиц о приобретенных ими правах".
Ксения Ляпина, народный депутат, зампредседателя Комитета ВР по вопросам регуляторной политики и предпринимательству:
"Для предпринимателей, находящихся на упрощенной системе, размер отчислений повысится. По новому закону единый соцвзнос высчитывается, исходя из минимальной зарплаты, а раньше упрощенцы платили только взнос в Пенсионный фонд, и то для них это было очень болезненно — многие возмущались этим сбором, так как он был выше единого налога. Теперь платить придется еще больше. Во-первых, минимальная зарплата повышается, во-вторых, отчисления увеличились до 36% (ранее — 32%). На предпринимателях, которые находятся на общей системе налогообложения, закон о едином соцвзносе существенно не отразится. Разве что усложнится либо упростится отчетность".
Мнения экспертов
Грегуар Датте, управляющий партнер Международной компании "Мазар" (услуги аудита, налоговых консультаций и ведения бухгалтерии):
"Положительные моменты заключаются в том, что значительно упрощена бюрократическая процедура регистрации плательщиком взноса и подачи отчетности. Если ранее плательщику взносов необходимо было обходить каждую администрацию в отдельности, то начиная с 2011 года, эта система приобрела централизованный характер.
Также упростилась процедура контроля над выдачей заработной платы для работодателей, выплачивающих зарплаты выше установленного максимального лимита (с которого взимаются социальные взносы). Теперь они могут получить на год в Пенсионном фонде справку о том, что взнос будет составлять менее 1/3 чистой зарплаты. Ранее такую справку необходимо было получать ежемесячно.
Имеются у нововведения и минусы. Закон объединяет ранее действующие четыре ставки в единый суммарный взнос, но процент взноса зависит от вида выплаты — либо это зарплата, либо вознаграждение по гражданско-правовому договору, либо больничный лист. Более того, плательщику необходимо обратить внимание на то, что для каждого вида выплаты при перечислении взноса существует отдельный расчетный счет. И процедура подсчета величины взноса при получении разного вида дохода работником является довольно трудоемкой. А программное обеспечение для учета единого взноса еще не подготовлено, поэтому первые расчеты выплат работникам придется производить в ручном режиме".
Наталья Савченко, финансист, преподаватель Киевского национального торгово-экономического университета:
"Финансовая нагрузка на малый и средний бизнес не уменьшилась, просто теперь взнос будет разбит по классам профессионального риска, которых всего 67. А в Пенсионном фонде будут сосредоточены все доходы и расходы системы социального страхования.
Основные цели, которые преследует этот закон, — не уменьшение нагрузки на МСБ, а сокращение затрат рабочего времени по составлению социальной отчетности. А также уменьшение административных расходов самой системы социального страхования. Если проанализировать админрасходы по каждому из фондов, можно увидеть, что Пенсионный фонд, несмотря на большие финансовые обязательства, на протяжении последних пяти лет отнимает стабильную долю — около 2% от расходной части. Во всех остальных фондах эта удельная часть с каждым годом увеличивается. Так что, если сейчас правительство уменьшает расходную часть, то, естественно, на этом можно хорошо сэкономить".
Мнение предпринимателя
Александр Девирецкий, частный предприниматель:
"Если раньше многие думали о том, чтобы зарегистрироваться как физическое лицо-предприниматель, то теперь одинаково невыгодно быть и наемным работником, и ФЛП.
Ради интереса я подсчитал отчисления из зарплаты одного моего работника за декабрь 2010 года. Со всеми надбавками и премиями его заработная плата составила 7 тыс. грн. От нее отнимаем 3,6% ЕСВ, то есть 252 грн. Из оставшейся суммы снимаем еще 15% НДФЛ — 1012,20 грн. На руки он получает 5735 грн 80 коп.
Если бы он был зарегистрирован как ФЛП на общей системе налогообложения, то, зарабатывая те же 7 тыс. грн, платил бы 34,7% единого социального взноса на сумму всего своего дохода, затем от остатка — еще 15% НДФЛ. Как видите, в итоге такое предпринимательство окажется "себе же дороже".
Мнение рефери
Наталья Кожевина, почетный председатель Федерации профсоюзов работников малого и среднего предпринимательства Украины:
"При разработке закона речь шла о создании пяти фондов, в том числе и медстрахования, но его так и не создали. Тем не менее социальные начисления совсем не уменьшились. Из-за этих "упростительных" изменений многие представители МСБ решили сворачивать свою деятельность и уходить "в тень". Идет массовая сдача документов и отказ от работы.
Задумано-то было упрощение администрирования и снижение начислений на зарплату (сегодня вместе с налогами это почти 60%) как действенный шаг борьбы против оплаты труда в конвертах. Однако раньше платили 32% исключительно в ПФУ, теперь при обязательном участии в четырех фондах будут платить как минимум 36% отчислений. Объясняется это тем, что добавилось страхование от несчастных случаев на производстве. Так ведь не настолько большой процент в МСБ занимают относительно рискованные направления — строительство, угледобыча, металлургия, транспорт! Предприниматели же остальных отраслей бизнеса, имея весьма отдаленное отношение к этим фондам, вынуждены платить "ни за что".
Считаю, что ЕСВ нужно рассчитать по минимальным критериям прожиточного уровня. Все остальное следует переводить в дополнительные виды страхования, отчисления на которые взимать не с работодателей, а с наемных работников. Также важно перераспределить нагрузку между собственником бизнеса и наемным работником. Чтобы начисления на з/п были не выше 20% (в Грузии и Казахстане они не превышают 14–15%). Тогда поднимется минимальная оплата труда, появится выбор на оплату услуг фондов. Так делают во многих развитых государствах. Люди четко знают, за что они платят и с кого потом смогут спросить".
ИСТОЧНИК: UBR