Доклад Сергея Олийныка, Председателя Всеукраинского профсоюза работников мигрантов в Украине и за ее пределами на третьем Международном Конгрессе по вопросам трудовой миграции, который состоялся во Львове с 22 по 25.06.2010р.

Защита прав и законных интересов трудовых мигрантов в рамках работы Совета по вопросам трудовой миграции граждан при Кабинете Министров Украины.

Уважаемые участники конгресса!

 Рад приветствовать всех Вас и, пользуясь случаем, благодарю за приглашение принять участие в этом масштабном и значительном мероприятии.
В своем выступлении я хотел бы познакомить Вас с некоторыми аспектами работы, направленной на обеспечение эффективного управления процессами трудовой миграции, повышения социальной и правовой защиты граждан Украины, которые находятся и работают за рубежом в рамках деятельности Совета по вопросам трудовой миграции граждан Украины, созданного при Кабинете Министров Украины.
20 января 2010 в Украине принято постановление Кабинета Министров Украины № 42, согласно которой создан Совет по вопросам трудовой миграции граждан Украины при Кабинете Министров Украины, как постоянно действующий консультативно-совещательный орган. На него возложено выполнение задач, связанных с формированием и реализацией государственной политики в сфере социальной защиты трудовых мигрантов – граждан Украины.
К работе Совета по вопросам трудовой миграции граждан Украины привлечены представители центральных органов исполнительной власти, Верховной Рады Украины, уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, всеукраинских объединений профсоюзов и работодателей, общественных организаций трудовых мигрантов.
Хочу акцентировать Ваше внимание на том, что создание указанного Совета это значительный шаг, который сделан государством с целью объединения усилий власти и представителей украинского общества, которая представляет интересы трудовых мигрантов во всем мире и объединяет более 10 000 организаций трудовых мигрантов, находящихся в 150 странах мира.
Лично я расцениваю это как аргумент, свидетельствующий о зрелости взглядов и готовность исполнительной ветви власти Украины к конструктивному диалогу и целенаправленной взаимодействия с широкими кругами общественности, которые являются непосредственными участниками миграционных процессов.
Как заместитель председателя Совета по вопросам трудовой миграции граждан Украины при Кабинете Министров Украины и председатель Президиума Совета Всеукраинского профсоюза работников-мигрантов в Украине и за ее пределами, я, вместе с моими коллегами – представителями общественных организаций трудовых мигрантов взяли на себя очень сложную и ответственную миссию – донести до украинского Правительства все предложения, мнения, актуальные проекты и идеи украинского общества, которая на сегодня работает за границей.
          Однако далеко не все, что мы хотим сделать находит поддержку у наших собратьев. Ибо одно дело критиковать и рассказывать о том, как плохо в Украине, другое, делать шаги в направлении интеграции Украины в Европейское и мировое сообщество. Достаточно нести негатив об Украине. Давайте закатит рукава и сначала сделаем так, чтобы мигрант, приехавший в другую страну работать, нашел людей, которые могут ему помочь сделать хотя бы первые шаги в чужой стране. Оказать юридическую поддержку, очутиться рядом, когда возникла некая проблема, и т.п. Сделать так, чтобы человек не только заработал деньги, но и вернулась домой с активной гражданской позицией.
          Для этого во всех странах, где работают мигранты мы начали создавать профсоюзные организации работников мигрантов. Наш профсоюз имеет целью социальную защиту граждан независимо от национальности, страны пребывания, вероисповедания или партийной принадлежности.
          Официально в Мире насчитывается 121 000 000 трудовых мигрантов. Не официально – умножьте на десять. Трудовые мигранты были есть и будут. В странах, где имели место процессы трудовой миграции – всегда имело место и экономический рост. Я Украинской и мне очень хотелось бы, чтобы прежде всего наше государство и украинские диаспоры во всем Мире первыми протянули руку поддержки поляки или Россиянину, китайцы или пуэрториканца. В трудового мигранта любой нации одни те же проблемы. Поэтому давайте вместе строить профсоюз мигрантов.

В своей деятельности Всеукраинский профсоюз работников-мигрантов в Украине и за ее пределами вместе с общественными организациями трудовых мигрантов пытаться объединить усилия общественности и работать в направлении по созданию условий для беспрепятственной реализации прав, свобод, законных интересов трудовых мигрантов, использование их интеллектуального и трудового потенциала в рамках соблюдения принципов защиты национальных интересов Украины.

Сейчас, я хотел бы сказать несколько слов о самой трудовой миграции, ее происхождение, проявления и значение для Украины.
Трудовые миграции – это общепринятый экономический механизм объединения потребности и предложения рабочей силы в рамках функционирования международного рынка труда.
Участие Украины в этом процессе объясняется сочетанием внешних факторов трудовых миграций со стороны стран-работодателей и внутренних факторов социально-экономического развития Украины. Внешними причинами трудовых миграций граждан Украины выступает привлекательный и емкий рынок труда западных стран с более высоком, чем в среднем по Украине, уровнем заработной платы. Причем, демографические факторы свидетельствуют о постоянном росте спроса развитых стран на труд иностранцев.
Среди внутренних причин трудовых миграций украинских граждан – неудовлетворенный спрос на работу внутри страны, низкий уровень заработной платы на национальном рынке труда.
Разрыв в размерах средней заработной платы между Украиной и соседними европейскими странами зоны ЕС составляет 5-10 раз. По данным Евростата размер минимальной заработной платы в европейских странах составляет: в Ирландии – 1462 евро, Франции – 1321, Великобритании – 1148, Болгарии – 112, Чехии – 329, Польши – 334. Таким образом, размер заработной платы является побудительным мотивом для украинских искать работу за пределами Украины (даже в ближнем зарубежье.

Анализ вакансий, которые подают работодатели в государственную службу занятости показывает, что в подавляющем большинстве из них – уровень заработной платы, предлагаемой ниже прожиточного минимума и лишь пять процентов общего количества вакансий были поданы с заработной платой свыше 1000 гривен.
Потери экономики Украины вследствие оттока за границу высокообразованных и высокопрофессиональных кадров трудоспособного возраста создают условия к постепенному увеличению на рынке труда Украины количества неквалифицированных рабочих из стран Азии, Африки.
По разным экспертным оценкам за границей сейчас работает от 3 до 4 млн. граждан Украины. Согласно проведенному в 2008 году выборочного обследования населения по трудовой миграции граждан Украины, было установлено, что на протяжении последних трех лет за границу с целью трудоустройства выезжали почти 1,5 млн. украинских.
Среди возможных путей продвижения трудовых мигрантов за пределы Украины важнейшими является самостоятельное трудоустройство и использование услуг туристических агентств. Такой путь продвижения на мировой рынок труда способствует в значительной степени тенизации трудовой миграции. Только незначительная часть трудовых мигрантов ежегодно трудоустраивается за рубежом при содействии субъектов хозяйствования, которые предоставляют посреднические услуги по трудоустройству за границей, согласно заключенных трудовых договоров.
Используя услуги обозначенных посреднических структур, граждане Украины получают возможность иметь легальную работу за пределами страны и получают надежную социальную защиту со стороны иностранного работодателя. На основании данных субъектов предпринимательской деятельности, которые предоставляют услуги по посредничеству в трудоустройстве за рубежом формируется административная отчетность о численности граждан Украины, которые трудоустроены за рубежом (форма 1-ТМ). На сегодня в Украине зарегистрировано 810 субъектов хозяйственной деятельности, которые имеют лицензию Минтруда на посредничество в трудоустройстве на работу за границей. С помощью вышеназванных посреднических структур в 2009 году были трудоустроены 74,5 тыс. граждан Украины.
Политика в сфере регулирования трудовой миграции рассматривается как составляющая государственной политики в сфере занятости населения и должна, прежде всего, решаться через формирование современного, мобильного внутреннего рынка труда.
Основными проблемными вопросами в контексте активного участия граждан Украины в процессах международного рынка труда является необходимость усиления их социальной защиты, создание условий для пенсионного и социального обеспечения. Реализация этих мер связана как с заключением двусторонних договорных обязательств так с соблюдением существующих норм международных документов, которыми являются Конвенции Совета Европы, Международной организации труда по защите прав трудовых мигрантов.
Социальная и правовая защита трудовых мигрантов обеспечивается посредством заключения двусторонних и присоединения Украины к многосторонним международных договорных документов.
На сегодня Украина является стороной Европейской конвенции о правовом статусе трудящихся-мигрантов, Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защите трудящихся-мигрантов, Протокола к указанному Соглашению, регулирующий процессы пограничной миграции в рамках СНГ. В 2008 году в рамках Саммита глав правительств стран-членов СНГ подписана Конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств-участников СНГ. Обозначенная Конвенция определять основные права трудовых мигрантов государств-участников СНГ.
Украина является стороной 12 двусторонних международных договоров в сфере трудоустройства – с Азербайджанской Республикой, Республикой Беларусь, Республикой Армения, Социалистической Республикой Вьетнам, Латвийской Республикой, Литовской Республикой, Великой Социалистической Народной Ливийской Арабской, Республикой Молдова, Республикой Польша, Португальской Республикой, Российской федерацией, Швейцарской Конфедерацией.
Заключено 7 договоров в сфере социального обеспечения: с Республикой Болгария, Эстонской Республикой, Королевством Испания, Латвийской Республикой, Литовской Республикой, Чешской Республикой, Словацкой Республикой, Португальской Республикой.
Украина является стороной 14 двусторонних и одного многостороннего договора в рамках СНГ по вопросам пенсионного обеспечения.
Создание условий и механизмов по содействию возвращению в Украину граждан Украины предусмотрено Программой обустройства лиц из числа заграничных украинских, возвращающихся в Украину, на период до 2010 года, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 17 ноября 2004 № 1573. Согласно указанной постановления координатором выполнения Программы определен Государственный комитет по делам национальностей и религий.
В рамках выполнения Программы предусматривается создание условий для возвращения иностранных украинских, обеспечение их приема и расселения, а также содействие обеспечению жильем.
 Приоритетными направлениями выполнения этой Программы являются: расселение лиц из числа заграничных украинских, возвращающихся в Украину, с учетом демографической ситуации в разных регионах Украины, наличие рабочих мест, содействие в строительстве частного жилья за счет собственных средств и кредитов.
Кроме того, на сегодня обработано новую редакцию проекта Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины» О правовом статусе заграничных украинских, в который внесены нормы, касающиеся прав указанных лиц на трудовую деятельность в Украине. В частности, законопроектом предусматривается, что лицо, которое приобрело статус заграничного украинских и находится в Украине, имеет право работать на предприятиях, в учреждениях и организациях или заниматься другой трудовой деятельностью на основаниях и в порядке, установленном для граждан Украины.
Таким образом все выше перечисленное дает понять, что многое
делается в Украине для обеспечения социальными гарантиями наших трудовых мигрантов. Но мы также должны понимать, что ни одна программа не защитит человека, если он сам того не хочет. Перед всеми нами поставлены серьезные задачи по налаживанию работы Совета, социальном диалоге с государственными властными институтами по решению вопросов трудовой миграции.
Поэтому мы еще раз призываем к сотрудничеству своих соотечественников из всех стран мира и ждем от них плодотворных предложений.

С. А. Олийнык

Председатель Всеукраинского профсоюза работников-мигрантов
в Украине и за ее пределами