Предприниматель - «единщик» с 1 апреля 2011 окажется в гетто или есть шанс на жизнь?
С 1 апреля 2011 вступает в силу III раздел Налогового Кодекса Украины «Налог на прибыль предприятий». Согласно ст. 139.1.12 этого раздела предприятие не может уменьшить прибыль до налогообложения на расходы, понесенные в связи с приобретением товаров (работ, услуг) и других материальных и нематериальных активов у физического лица - предпринимателя, уплачивающего единый налог (кроме расходов, понесенных в связи с приобретением работ, услуг у физического лица - плательщика единого налога, осуществляет деятельность в сфере информатизации.)
Значит ли это, что с 1 апреля физическое лицо предприниматель, уплачивающий единый налог теряет шанс работать с предприятиями? Или он таки может сохранить себя предприятия в качестве клиентов? Во-первых, все предприятия с точки зрения налогообложения подразделяются на те, что есть на упрощенной системе налогообложения и те, что на общей системе налогообложения.
Если, предприятие на упрощенной системе налогообложения, то сотрудничества между предпринимателем и предприятием ничто не угрожает, так как базой налогообложения является доход (выручка), а не прибыль.
Если, предприятие на общей системе, то для того, чтобы понять есть, ли угроза сотрудничества надо узнает, подпадает это предприятие под «налоговые каникулы», или нет.
Если подпадает, то никакой угрозы для сотрудничества также не имеет.
Но если не подпадает, то некоторая угроза, но и с этим надо спокойно разобраться и можно вместе с предприятием решить, выгодно работать вместе или нет?
Для этого посмотрим с обеих точек зрения: предприятия и предпринимателя.
С точки зрения предпринимателя, если он работает на упрощенной системе, то на ведение учета он тратит минимум времени и может не привлекать бухгалтера.
В связи с этим себестоимость его товара или услуги минимальна.
Если он переходит на общую систему, то он вынужден тратить больше времени на учет, а соответственно меньше времени именно на основной бизнес. Или, чтобы не отзываться от основного дела нанять бухгалтера. Кроме того его отчисления в бюджет и в пенсионный фонд вместо 412,53 грн в апреле и 434,39 грн в декабре будут составлять как наименее 51,76% от чистого дохода. Иначе говоря, если предприниматель в месяц получит чистый доход в размере 1 500 грн, его отчисления в пенсионный фонд и в налоговую составляет 776,40 грн. Так или иначе, себестоимость товара, услуг предпринимателя увеличивается и как следствие цена продажи также увеличивается.
Кроме того предприятие, которое платит налог на прибыль и является прибыльным. Если он пользуется услугами предпринимателя на упрощенной системе налогообложения, то его расходы на налог на прибыль увеличивается, а если услугами предпринимателя на общей системе налогообложения, то расходы на налог на прибыль уменьшаются.
Но в итоге предприятию интересно увеличить сумму прибыли после налогообложения, а за счет каких статей расходов это произойдет, большого значения не имеет.
Теперь на числовом примере посмотрим варианты сотрудничества предприятия с «единщиком» и с предпринимателем на общей системе налогообложения.
Например, если «единщик» может оказать услугу за 1 000 грн, то предприниматель на общей системе налогообложения вынуждены за эту услуги брать 1 500 грн.
С другой стороны, например, предприятие получило доход в размере 100 000 грн. У него есть расходы, которые можно относить на валовые расходы в размере 70 000 грн. И стоит перед выбором получить услугу от предпринимателя «единщик» или от предпринимателя на общей системе.
В первом случае его налог на прибыль будет составлять (100 000 - 70 000) * 23% = 6 900 грн. Прибыль после налогообложения составляет 100 000 - 70 000 - 6 900 - 1 000 = 22 100 грн.
Во втором случае налог на прибыль будет составлять 6 555 грн. ((100 000 - 71 500) * 23%). А прибыль после налогообложения составит 21 945 грн (100 000 - 71 500 - 6 555). То есть меньше.
Мы видим, что при этих цифрах предприятию экономически выгоднее продолжать работать с «единщиком»
Иными словами, в случае если предприниматель «единщик» предоставляет услуги или продает товар по цене на 30% ниже, чем предприниматель на общей системе, и в первую очередь, за счет дешевизны учета и меньших отчислений в бюджет и в пенсионный фонд у него есть все шансы сотрудничать с предприятием на общей системе налогообложения.
Мария Ростецька - Сертифицированный бухгалтер практик, член комитета по вопросам налогообложения Украинской Ассоциации Сертифицированных бухгалтеров и аудиторов
ИСТОЧНИК: РАДА ПІДПРИЄМЦІВ