Провинциальная история об отношениях власти и мелких предпринимателей

Хмельницкий имеет в Украине неформальный статус крупного центра рыночной торговли. Сюда за дешевым товаром широкого потребления едут со всей Украины. Рыночная торговля в Хмельницком - это действительно большие деньги (для владельцев этих рынков, конечно). Но история, о которой идет речь, не имеет никакого отношения ни к упомянутому статусу, ни к упомянутым деньгам. Такая себе глубоко провинциальная история о том, как власть воюет с мелкими предпринимателями-торговцами.

История произошла (и до сих пор не закончилась) в центре города на улице Проскуровского подполья (популярные в Украине хмельницкие оптовые рынки - на окраинах). 

Улица совсем небольшая - не более 200 метров. С мая 1999 года здесь позволили (с занятием части тротуара) розничную торговлю частным торговцам. Сразу скажем, что речь идет об очень мелкую торговлю - там продавали разнообразную мелочь (от носков до очков), по которой покупатели обычно не обращаются к крупным торговым центрам, покупая такие товары, что называется, по дороге домой. Соответственно, доходы торговцев были небольшими, можно даже сказать - мизерные. Большой прибыли такая торговля в принципе дать не могла, но все же почти сотня людей имела более-менее стабильный заработок в 1,5 - 2 тысячи гривен в месяц. С чего были, по большому счету, довольны, поскольку принадлежали к тем (пенсионеры или пред пенсионного возраста, без дефицитных профессий, без высокой квалификации), кто не имел реальных шансов заработать больше других местах. 

Спокойная работа для торговцев продлилась до октября 2007 года, когда городской совет передал сектор коммунального рынка «Ранковий» (собственно, улочку Проскуровского подполья) частном рынке «Кооператор» (его капитальные, в том числе трехэтажные, здания - целый комплекс! - Расположен на соседней улицы Вайсера). Что и стало началом затяжного конфликта между торговцами - с одной стороны, и "Кооператор" и городской властью - с другой. Чтобы не утомлять читателя скучными подробностями, отметим главное: для «Кооператор» улица Проскуровского подполья очень удобное место для расширения своей торговли (улица Вайсера - перпендикулярна улице Проскуровского подполья). Такое расширение означало крах для мелких торговцев на улице Проскуровского подполья, поскольку «Кооператор» совсем не интересовался мелко-розничной торговлей носками или солнцезащитными очками. Ему нужно было лишь сама улица, и, чтобы освободить ее от торговцев, он сразу же поднял арендную плату в несколько раз, мгновенно делало этих торговцев безнадежными банкротами. 

Конфликт, поскольку торговцы, при поддержке местной организации Профсоюза работников свободного предпринимательства Украины, отказывались повиноваться требованиям нового владельца торговой территории и периодически устраивали акции протеста вместе с жалобами в различные инстанции, прошел несколько стадий, каждая из которых сопровождалась новыми, еще более жесткими по торговцев, решениями городской власти. Наконец, 12 января 2011 Хмельницкая городская рада просто запретила мелко розничную торговлю с лотков, палаток на улицах Вайсера, Грушевского, Проскуровского подполья, Примакова, Подольской, Соборной (все эти улицы, прилегающие к рынку «Кооператор»). В тот же день торговцы объявили голодовку. 

Голодание закончилось ничем. Городской совет и мэр областного центра Сергей Мельник считают для себя проблему, решенной, и на какие уступки или хотя бы переговоры не идут. Сколько не пробовали последние добиться встречи с мэром - все впустую. Не хочет мэр с ними говорить. Торговцы собрали почти 5 тысяч подписей жителей домов, расположенных вблизи рынка на улице им. Проскуровского подполья, в свою поддержку (горожанам выгодно иметь около дома именно такую мелко розничную торговлю, потому ехать по тем же носками на окраину города - тратить время и деньги на дорогу, а в капитальных торговых павильонах «Кооператор» или магазинах в центре города такой товар слишком дорогой), провели даже общественные слушания на эту тему с выводом: торговлю позволить! Тоже не помогает. Кстати, запрещая торговлю, городской совет, конечно же, мотивировала это интересами жителей окрестных домов - мол, благоустройство, свободный проход по улице, и т.д. 

Закономерный вопрос: почему люди и профсоюз не обратятся в суд, если решение горсовета неправомерное? По словам Натальи Рудой, суд отказывается принимать иск. Дело в том, что горсовет запретил не торговлю вообще. На это она действительно не имеет права, потому что улица Проскуровского подполья с декабря 2009 года - опять территория коммунального рынка «Ранковий» (тогда после акций протеста городской совет вынужден был отменить свое решение от 12 октября 2007, хотя, как видим, торговцам это не помогло, потому что власть находила другие способы фактического прекращения торговли). Горсовет запретил лишь мелко розничную торговлю, а следовательно, по мнению суда, право торговать у людей никто не забирал. Видимо, суд формально прав, хотя для людей важна именно такая торговля, а не право торговать вообще. А относительно иезуитского формулировка, к которой прибегла городской совет 12 января, то приведем цитату из письма заместителя председателя облгосадминистрации (куда, конечно, тоже жаловались предприниматели) мэру Хмельницкого С. Мельнику: «Решение ... городского совета от 12.01.2011 ... имеет признаки регуляторного акта и принято с нарушением принципов государственной регуляторной политики, прошу приостановить действие указанного решения». Просьб мэр не выполнил. 

Что дальше? После решения горсовета от 12 января на торговцев, которые проигнорировали запрет и вышли торговать, было составлено несколько административных протоколов, а торговлю прекратили радикальным способом - с помощью милиции. И ... люди испугались. Хотя и продолжали жаловаться, собирать подписи и даже провели упомянутые общественные слушания, все же торговать не решались. Практически каждый день приходили на улицу Проскуровского подполья, собирались группой или группами, говорили, куда еще надо пожаловаться, но разложить свой нехитрый товар боялись. За это время их ряды значительно поредели. Кто, взяв большой долг, заплатил «Кооператор» за торговое место на соседних улицах, надеясь, что, наконец, «наторгуе» на кое-какую жизнь, кто пробует искать другой работы, а кто просто опустил руки, ожидая чуда и выживая на бабушкину пенсию. Стойких, или, точнее, тем, кому ничего «не светит» вне торговым местом на улице Проскуровского подполья, осталось десятка три. 

Так продолжалось до 14 марта, когда, наконец, с отчаяния (ибо не на что жить) и вдохновенные заверениям лидера профсоюза Натальи Рудой, что запрет горсовета юридически неправомерен (а так оно и есть), десять торговцев раскрыли свои сумки с товаром и начали торговлю. Немедленно у них появилось двое совсем молодых ребят, предъявили удостоверения помощников участкового инспектора милиции (хотя были в гражданской одежде!), Заявили, что люди «нарушают», и начали составлять административные протоколы и конфисковать (!) Товар. А когда торговцы (и пришедшие торговать, и «зрители», которые все еще на это не решаются) начали возмущаться (потому что это за «конфискация», когда батарейки из ящика, на котором торговец разложил свой товар, милиционеры просто ссыпают себе в кулек), а со временем к одной из женщин, которой стало плохо, вызвали «скорую», а со временем подъехали журналисты местного телевидения, то правоохранители просто сбежали. 

С того времени и до сегодняшнего дня «торговля» на улице Проскуровского подполья приобрела такой вид: каждый день десяток (другие - боятся протоколов и «конфискаций») торговцев раскладывают свой товар, появляется милицейский наряд, люди мгновенно прячут товар по сумкам и ждут, пока милиция уйдет. Ситуация окончательно приобрела классического «столичного» сценария, когда сержанты гоняют тетушек, торгующих семечками возле станций метро. Разница лишь в том, что товар - не семечки, а батарейки, носки, трусы, майки, дешевые очки ... 

Юрий Вербовой