«Як Україна виконує свої зобов’язання по 81 та 129 Конвенцій Міжнародної Організації Праці»

Голова Федерація професійних спілок працівників малого та середнього підприємництва України Вячеслав Рой  у складі тристоронньої української делегації бере участь у 107-й сесії Міжнародної конференції праці, яка проходить у ці дні у м. Женеві.

Сьогодні, 01 червня, Вячеслав Рой доповів делегатам конференції про виконання Україною 81-ї і 129-ї конвенцій Міжнародної організації праці.
 

Выступление представителя профсоюзов Украины на Комитете МОТ

    На сегодняшний день государственный надзор в сфере охраны труда в Украине все еще находится под ограничительным действием норм Закона Украины «Об основах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности», что противоречит международным обязательствам Украины по Конвенциям МОТ № 81 и № 129 по вопросам инспекции труда.
    12 июля 2017 Верховная Рада Украины приняла в первом чтении проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно предотвращения чрезмерного давления на субъекты хозяйствования мероприятий государственного надзора (контроля) за соблюдением законодательства о труде и занятости населения» (рег. № 6489).
Анализ законопроекта показывает, что внесение предложенных в проекте изменений в Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля)», не соответствует предмету регулирования проекта, который, согласно его названию, направлен на совершенствование государственного контроля лишь по соблюдению законодательства о труде и занятости населения.
Его авторы, прикрываясь необходимостью перехода от карательной модели проверок к содействию исправлению правонарушений и стимулированию детенизации оплаты труда, сокращению количества злоупотреблений при проведении проверок по вопросам труда и занятости, на самом деле пытаются ограничить осуществление государственного контроля в сфере труда, лишить бизнес необходимости платить штрафные санкции в случаях первого нарушения, в частности за неоформление сотрудников. Это не что иное, как приглашение бизнесу работать в тени и зеленый свет нелегальному трудоустройству.
Зачем нанимать людей официально, если можно, не боясь огромных штрафов, платить "в конверте" и не брать на себя никакой ответственности. Больничные, отпуска, декреты, компенсация за производственные травмы – все это не оплачивается при неофициальном трудоустройстве! С неоформленным сотрудником можно делать, что угодно: заставлять работать без выходных, устанавливать 12-тичасовый рабочий день, штрафовать за малейшую провинность  и т.д.


Простым работникам угрожают и злоупотребления со стороны работодателей. К примеру, если проверка придет во второй раз, чтобы узнать, было ли устранено прежнее нарушение (оформлен ли нелегальный сотрудник), то на практике работодатель попросту к тому времени уже уволит ранее неоформленного работника. А нет работника — нет и штрафа.
Работа без оформления не может быть случайной. Эти люди сознательно идут на нарушение закона. Поэтому, о каких предупреждениях может идти речь? Не должно быть предупреждений — должен быть большой штраф!
Смягчение санкций также приведет и к уменьшению налоговых поступлений в бюджет страны. А налоги — это строительство и ремонт наших дорог, социальные блага, инфраструктура и прочее. Отсутствие необходимых в бюджете средств в свою очередь, приведет к очередному витку инфляции и, соответственно, еще больше уменьшит покупательную способность населения Украины.
О какой карательной модели проверок идет речь, если в западных странах к работодателям, которые официально не оформляют работников, применяются гораздо более жесткие санкции, чем в Украине. Стоит отметить, что в других странах, именно из-за прямого влияния условий труда на жизнь и здоровье людей, «теневики» несут уголовную ответственность. В Украине, указанным законопроектом, пытаются аннулировать ту ответственность, которая есть сегодня - административную.
В условиях крайне напряженной ситуации в сфере труда в Украине, в частности по обеспечению прав работников, предлагается ввести административную ответственность за безосновательное инициирование внеплановых проверок, что полностью противоречит праву инспекторов труда на «беспрепятственный проход без предварительного уведомления и в любое время суток на любое предприятие, охватываемое контролем инспекции».
Законопроект предлагает установление административной ответственности физических и должностных лиц за предоставление в органы государственного надзора (контроля) безосновательных жалоб о нарушении субъектами хозяйствования законодательства о труде и занятости населения. Это прямо противоречит Конвенции 81, согласно которой национальным законодательством может запрещаться разглашение инспектором источники жалоб на нарушения законодательных предписаний.
Более того, указанным законопроектом предлагается накладывать на «жалобщиков» штрафы в размере от 50 до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан (850 - 1700 грн., 28-56 евро) На более настойчивых «жалобщиков», которые в течение года уже подвергались такому административному взысканию, предлагается накладывать еще больший штраф - в размере от 150 до 300 необлагаемых минимумов доходов граждан (2 550 – 5 100 грн., 84-168 евро). И это при минимальной зарплате в 3 723 грн. в месяц – 122 евро.
Это в свою очередь еще больше загоняет в тень рабочих, работающих в неформальном секторе и не объединённых в профсоюзы, так как они просто будут бояться обращаться в инспекции труда, чтобы не потерять работу. Авторам законопроекта об этом хорошо известно и поэтому они сознательно предлагают еще больше «запугать» наемных работников.
Сегодня почти 4,5 миллиона работников работают нелегально, без оформления трудовых отношений, более 100 тыс. рабочих получают несвоевременно заработную плату. Неудовлетворительное состояние охраны и безопасности труда приводит к многочисленным человеческим жертвам и авариям. Как следствие, существенно увеличилось количество жалоб не только в Гоструда, но и в профсоюзные органы разного уровня. Однако сегодня значительное количество рабочих не организовано в профсоюзы и остается полностью незащищенным.
Комитетом создана рабочая группа по доработке проекта, рассмотрено 116 поступивших предложений, в том числе от профсоюза.
Следует отметить, что в конце прошлого года Кабинет Министров Украины подготовил и направил Верховному Совету Украины проект закона (рег. № 8045) «О внесении изменений к некоторым законодательным актам Украины относительно создания надлежащих безопасных и здоровых условий труда», который предусматривает ведение государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране и гигиене труда, государственного горного надзора с учетом особенностей национальных законов в этой сфере и международных договоров к которым присоединилась Украина. Фактически говорится о снятии моратория на проверку предприятий. Статистика показывает увеличения количества смертности и травматизма на производствах. Так, в январе 2018 года количество несчастных случаев со смертельным исходом возросло на 50% - по сравнению с аналогичным периодом 2017 года.


    Законопроект также предусматривает, что порядок указанного государственного надзора устанавливается Кабинетом Министров Украины.
    Несколько дней назад (23.05.2018 года) профильный комитет ВС рекомендовал парламенту Украины принять за основу указанный законопроект. Мы считаем, что эти шаги были сделаны правительством благодаря активным действиям МОТ, которые были предприняты в ответ на соответствующее обращение профсоюзов Украины. Надеемся, что данный законопроект будет принят в ближайшее время.
    Однако, хочу также обратить внимание на то, что в последний год правительством Украины в неправомерный способ изымаются актуальные правозащитные нормы охраны труда, вследствие чего ухудшается социальная защита, условия труда, снижается безопасность работающих.
Неправомерность заключается в нарушении норм статьи 18 Закона Украины «Об охране труда» устанавливающей порядок разработки, принятие и отмены нормативно-правовых актов по охране труда, а также без учета мнения профсоюзов.
Отмена таких актов (например, нормы выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты) произведена без замены их на разработанные более современные нормы, учитывающие современное состояние национального и международного законодательства.
Таким образом, цена предлагаемых изменений для уменьшения давления на бизнес является слишком высокой и не оправдывает себя. Поэтому принятие этого законопроекта в таком виде, в котором он есть, безусловно, невозможно.
Мы надеемся, что противоречивый законопроект, нарушающий нормы МОТ будет отозван, а регулирование деятельности трудовой инспекции будет основываться на положениях Конвенции МОТ 81, а не на интересах отдельной группы лиц, продвигающей подобные законопроекты. Считаем необходимым продолжение и интенсификацию технической помощи по укреплению потенциала правовой инспекции, в тесном сотрудничестве с социальными партнерами.